Сайт с региональной привязкой – он знает, где живет ваш клиент. Часть 1
Региональное продвижение сайтов – тема не новая, но все же мало кому известная. Почему так важно продвигать бизнес в регионах и как это работает? Об этом мы расскажем с опорой на собственный опыт и конкретные примеры из жизни.
Вместо пролога
Возможно, вы обращали внимание, что контент на сайте одной и той же компании (если она имеет филиалы) изменяется и зависит от геолокации посетителя. Простой пример: вы хотите заказать роллы «Филадельфия» и видите отличное предложение за 169 руб. Почему так дешево? Об этом вы узнаете чуть позже, когда заметите, что ресурс ошибочно указал вашим местоположением Самару, а не Москву. При смене города все становится на свои места – «Филадельфия» стоит «привычные» 270 руб. и выше.
Получается, что цена зависит от региона? Да, и не только цена. На ресурсах федеральных компаний также могут меняться:
- каталог и складские остатки;
- акционные предложения и скидки;
- контактная информация;
- новости;
- метатеги, SEO-тексты и многое другое.
Такие сайты имеют региональную привязку, что позволяет демонстрировать пользователям только актуальную информацию. Хотите, чтобы ваш ресурс работал по такому же принципу? Будьте готовы к настройке работы в нескольких регионах (способности сайта меняться в зависимости от города или региона). Варианты реализации геопозиционирования могут быть разными – все зависит от пожеланий и ценовых ожиданий заказчика, то есть вас.
Как определяется город посетителя?
По IP
В публичные базы IP-адресов регулярно передаются данные от региональных провайдеров. Они содержат сведения об IP с привязкой к конкретным городам. Мы, к примеру, работаем с базой IPGeoBase. Вариантов подключения к базе может быть несколько. Разумеется, у каждого из них есть свои преимущества и недостатки:
- Скачивание и сохранение базы непосредственно на сайте. Если стабильность работы в приоритете, и вас не смущает необходимость периодически обновлять базу, почему нет?
- Прямое подключение к базе для постоянного обмена свежей информацией. Сайт выдает IP-адрес пользователя, а база – сведения о его местоположении. Вы всегда получаете актуальные данные – это безусловный плюс. Но если база не отвечает, возникает серьезная проблема. Из-за постоянного обращения к ней производительность ресурса заметно падает. Выход есть – автоматически выставлять дефолтный город (к примеру, головной офис компании) всякий раз, когда база не дает ответа дольше полсекунды. Затем посетитель вручную меняет свой город и продолжает работу с сайтом.
По геолокации браузера
Браузер определяет местоположение посетителя посредством Geolocation API и HTML5. Точность этих сведений значительно выше информации баз IP. Приведем пример: в питерском представительстве IP Москвы, хотя браузер безошибочно указывает на Санкт-Петербург.
Хотя есть и замечания:
- геолокация работает только, если пользователь разрешает определить свое положение (запрос всплывает в диалоговом окне). Еще один попап, лишний клик – это отвлекает посетителя от целевых действий. Кроме того, он может на автомате, не читая, отклонить запрос об определении своего местоположения;
- необходимость перезагружать страницу после определения города тоже не добавляет браузерной геолокации баллов. Для сравнения: если определение выполняется по IP-адресу, актуальный контент загружается сразу же.
Какой бы вариант вы ни выбрали, важно понимать, что определение города посетителя происходит не так часто. После первого визита на сайт вся необходимая информация остается в куках. Пока они хранятся, в повторном определении нет никакой необходимости.
Геопозиционирование под разным соусом
Создание и продвижение сайтов с контентом, изменяющимся в зависимости от городов, – задача непростая. Для этого нужны ресурсы, знания и опыт. У нас имеется все, потому мы предлагаем сразу несколько вариантов исполнения:
- Независимая копия. Мы берем несколько сайтов – одинаковых, но с различными доменами и базами данных. Каждый сайт создается под конкретный город, поэтому доступы и администрирование у ресурсов будут свои. Кроме того, может изменяться контент, всплывающие окна, дизайн.
- Копия на уровне CMS. Все сайты разрабатываются в пределах одной системы управления контентом, то есть у них единая база данных. Филиалы имеют ограниченный доступ к администрированию сайта. К примеру, они могут изменять наполнение, цены, акционные предложения, но не концепцию дизайна. Этот вариант в основном выбирают централизованные компании.
- Кастомные решения – разумный компромисс между первыми двумя вариантами. Если возможности независимой копии кажутся слишком широкими, а копии на уровне CMS – ограниченными, нужно разрабатывать механизм в индивидуальном порядке. К примеру, цены можно привязывать к каждому городу, а свойство «Посмотреть в выставочном зале» только к тем городам, где продукция есть на выставке.
Определение региона присутствия клиента в 1С-Bitrix
Используя в работе одну CMS с единой базой данных, некоторые информационные блоки допустимо обобщить для всех представительств. Остальные могут изменяться и зависеть от геолокации посетителя. Например, карточки товаров могут быть одинаковыми на всех сайтах, а цены и акции – отличаться. Если такая схема работает для всех филиалов за исключением двух-трех, без кастомных механизмов точно не обойтись.
Мы предлагаем несколько вариантов многосайтовости с общей админкой.
План А
Каждый сайт получает свой домен spb.site (по одному для каждого региона или города). С одной лицензией Bitrix доступно создание 2 сайтов с разными доменами. Если потребуется большее количество, необходимо приобрести дополнительные лицензии (от 1620 руб. за каждый последующий сайт).
Преимущества:
- С технической точки зрения реализовать этот вариант намного проще.
- Если посетитель будет искать на сайте определенную товарную позицию, поиск выдаст его только в домашнем регионе.
- Каждому сайту с поддоменом регион присваивается через Яндекс.Вебмастер.
Недостатки:
- Затраты на дополнительные SSL-сертификаты.
- При наличии нескольких сайтов с идентичным или очень похожим контентом заметно ухудшается ранжирование в поисковых системах. Вот почему контент должен быть уникальным.