Как создать интернет-магазин
Большинство покупателей интернет-магазинов - жители крупных городов, таких, как Москва и Санкт-Петербург. Большая часть покупателей предпочитают платить наличными курьеру или наложенным платежом. Есть также и те, кто платит пластиковой картой, электронными деньгами или банковским переводом.
Динамика развития интернет-коммерции такова, что рост рынка происходит, в основном, за счет регионов, а средняя стоимость покупки постепенно увеличивается. Кроме того, отчетливо прослеживается тенденция прихода в интернет-коммерцию крупных ритейлеров.
Первое, что нужно сделать после появления идеи создания интернет-магазина, это провести маркетинговое исследование. Нужно понять, есть ли спрос на продукцию, которую вы планируете продавать, много ли конкурентов и кто они, какова целевая аудитория и пр. Исследование можно провести как самостоятельно, так и передать его выполнение в маркетинговое агентство.
Одним из ключевых элементов интернет-магазина являются коммуникации с потребителем. Вариантов такой обратной связи должно быть несколько. Это и телефон, и онлайн-чат, и skype, и ICQ, и электронная почта. В любом случае, у потребителя должен быть выбор, каким каналом связи воспользоваться, т.к. разные люди предпочитают разные инструменты коммуникаций. Чем проще человеку будет с вами связаться, тем больше вероятность покупки.
В любом интернет-магазине обязательно должны быть менеджеры по продажам. Без профессиональных продавцов даже самый замечательный магазин не сможет работать нормально. Менеджеры по продажам должны быть знакомы с тонкостями продаж через интернет.
Стоит отметить, что базой, на которой строится интернет-коммерция, является логистика. Основное в логистике - это доставка, которая должна быть быстрой и недорогой. Именно экономия времени и денег - те два фактора, которые создают продажи интернет-магазинам.
Еще один фактор, сильно влияющий на продажи - удобство оплаты. В процессе оформления покупки клиент должен иметь возможность выбрать тот вариант оплаты, который подходит ему больше всего. Оплата может производиться наличными при получении, электронными деньгами, пластиковой картой и даже со счета сотового телефона. Платежи через сайт организуются путем подключения сервисов электронных платежей, таких, как Assist, ChronoPay или Robokassa. За процессинг денежных средств с продавца (а в некоторых случаях и с покупателя) взимается комиссия, поэтому очень важно разобраться в нюансах предлагаемых процессинговым центром услуг.
При разработке интернет-магазина следует учитывать сезонность. Собственно, нужно планировать так, чтобы разработка интернет-магазина была завершена примерно за 2-3 месяца до начала сезона продаж. Таким образом, останется время на продвижение интернет-магазина в поисковых системах и отработку всех процессов.
Структура и оформление магазина имеют немаловажное значение. Покупатель должен прийти на сайт, быстро найти то, что ему нужно и купить товар, совершив минимальное количество кликов. Собственно, эффективность интернет-магазина отражается в его конверсии. Конверсия - это соотношение количества посетителей сайта и тех, кто сделал покупку.
О конверсии стоит рассказать подробнее. В русскоязычном интернете средний уровень конверсии составляет 1-2%, в лучшем случае - 2,5%. Это означает, что из 100 посетителей сайта покупку совершат 1-2 человека. На конверсию влияют, прежде всего, цена (чем выше цена, тем ниже конверсия), условия оплаты и доставки, сам процесс заказа (чем он длиннее, тем ниже конверсия), юзабилити ("удобность") сайта и продвижение сайта.
Еще до начала разработки интернет-магазина необходимо определиться с платформой, на которой он будет создаваться. Каждая CMS (система управления сайтом) имеет свои плюсы и минусы. Есть платные CMS для интернет-магазинов, такие как Bitrix, а есть бесплатные (OС Store, Joomla). Кроме того, можно разработать собственный "движок" интернет-магазина, обеспечивающий нужный (нестандартный) функционал. В любом случае, создание сайта магазина должно начинаться с выбора движка.
Преимуществом бесплатных CMS является, естественно, их бесплатность. Среди недостатков можно назвать отсутствие техподдержки, проблемы с безопасностью и меньший, чем у платных движков функционал.
Платные платформы сайта имеют более широкий функционал. К таким "движкам" постоянно выходят новые модули и обновления. Кроме того (что важно в случае интернет-магазина), платные платформы обладают высокой степенью безопасности.
После того, как определились с выбором платформы сайта можно переходить к этапам проектирования и разработки.
Функционал и дизайн интернет-магазина закладывается именно на этапе проектирования. Результат проектирования - техническое задание, на основании которого и будут вестись дальнейшие работы. В техзадание также включаются требования к безопасности сайта, к верстке, к производительности и т.д. Техзадание составляется для того, чтобы заказчик и исполнитель лучше понимали друг друга. Кроме того, на любом этапе создания интернет-магазина в техзадание могут быть внесены изменения.
В процессе составления техзадания на создание сайта магазина имеет смысл обратить внимание на функционал, влияющий на продажи:
- Фильтры. Фильтры позволяют сортировать каталог продукции по разным параметрам. Для выбора нужного товара это очень удобно.
- Сравнение. Всегда должна быть возможность сравнить один товар с другим. Сравнение, как правило, реализуется в форме таблицы.
- Демонстрация товаров. В описании товара обязательно должны быть предусмотрены фотографии, а по возможности и видео.
- Расширенный поиск. Он должен включать в себя больше параметров, чем обычные фильтры.
- Социальные функции - отзывы о товарах, оценки посетителей сайта, возможно форум интернет-магазина.
- Спецпредложения. Функция демонстрации спецпредложений может быть предусмотрена, например, в виде баннера.
- Наличие мобильной версии сайта. Количество мобильных устройств с интернетом у населения растет с каждым годом. Многие ищут товары именно через них.
- Подборка популярных товаров.
- Подписка на рассылки - рассылки новинок, информация о скидках и акция. Подписка - отличный маркетинговый и рекламный инструмент, позволяющий интернет-магазина напомнить о себе.
- Интеграция со сторонними системами, такими, как 1С: Предприятие или другими.
- Оптимизировать сайт под основные поисковые системы - Yandex и Google.
- Использовать торговые площадки, такие, как Яндекс.Маркет и Price.ru
- Использовать контекстную и баннерную рекламу. В этом вам поможет грамотный специалист по интернет-рекламе.
- Продвигать сайт в социальных медиа (SMO) - В контакте, Facebook, Twitter.
- Использовать нестандартные методы продвижения - проведениt онлайн конкурсов, мероприятий, розыгрыш призов, День рождения интернет-магазина и т.д.
- Продвигать интернет-магазина в офлайне. Это реклама в СМИ, наружная реклама и промо-мероприятия.
- Заниматься поддержкой сайта: регулярно публиковать новости, добавлять новые интересные статьи. Кроме того, поддержка сайта включает в себя выработку рекомендаций по его улучшению. В любом случае, в процессе работы интернет-магазина будет получена обратная связь от покупателей и это именно то, к чему стоит прислушаться, если вы хотите делать успешный электронный бизнес.
- Отказ от проведения качественных маркетинговых исследований. Без маркетинговых исследований с высокой долей вероятности магазин не сможет конкурировать.
- Плохой коммуникационный функционал: нельзя ограничиваться только телефоном или e-mail.
- Неудобная система оплаты через сайт, либо оплата, когда с клиента берется комиссия за перевод средств. Клиенту будет невыгодно покупать в таком интернет магазине.
- Длинный и неудобный процесс заказа. Необходимость заполнения множества полей не радует никого. Особенно плохо, когда одно из полей заполнено неверно и при нажатии кнопки "далее" страница перезагружается, сбрасывая заполненные поля. Если без большого количества полей никак не обойтись, нужно свести к минимуму количество полей, обязательных для заполнения.
- Плохой, перегруженный мелкими и слишком яркими элементами дизайн сайта.
- Навязчивая, постоянно "лезущая" на глаза реклама, закрывающая собой информацию о товарах.
- Отсутствие четкой маркетинговой стратегии.
- Ошибки в SEO начиная с полного отсутствия продвижения в поисковых системах и заканчивая неэффективным подбором ключевых слов. Вообще, продвижение сайта в поисковых системах лучше передать профессионалам - интернет-агентству.
- Ошибки продвижения в социальных медиа (SMO). Отсутствие активности в сообществах, плохая интеграция сайта с социальными сетями и т.д.
- Ошибки в проведении контекстной рекламы. Интернет реклама должна вестись по тем словам, по которым сайт не входит в ТОП выдачи при обычном поиске. Это поможет более эффективно расходовать рекламный бюджет.
- Отсутствие работы над брендом интернет магазина, отсутствие программ лояльности, что в принципе можно включить в маркетинговую стратегию интернет-магазина.