Обзор рынка электронной коммерции в России
Электронная коммерция в России развивается стремительными темпами. Тем не менее, в этой сфере до сих пор наблюдается отставание на несколько лет от США и европейских стран. Именно благодаря такой ситуации российский рынок онлайн-торговли имеет серьезный потенциал развития, ведь ежегодный рост «электронного» сегмента показывает впечатляющие темпы. Для того, чтобы убедиться в этом, приведем немного статистики.
В 2013 году, в сравнении с прошлым годом, доля интернет-пользователей, появляющихся в сети не реже, чем раз в месяц, выросла на 11%. Количество людей, которые выходят в интернет каждый день, выросло на 14%. При этом 45% (или 53 млн.) россиян выходят в сеть ежедневно.
В 2012 году объем российского рынка e-commerce превысил 9,2 млрд. евро. Из них более 6,4 млрд. – это продажи товаров, 2,8 млрд. – продажи билетов (авиа и ж/д). В эту же цифру включены онлайн-продажи билетов на концерты. При этом, объем электронного рынка B2B оценивается в 1,8 млрд. евро, а В2С – оставшиеся 7,4 млрд. Для сравнения, в 2011 году объем рынка онлайн-торговли России составлял только 5,1 млрд. евро.
Агентство Morgan Stanley прогнозирует, что к 2015 году объем российского рынка e-commerce увеличится в 3 раза – с 9,2 млрд. евро в 2012 до 27 млрд. евро. При этом, продажи через интернет составят 4,5% от всех розничных продаж в России.
Такая динамика в сфере электронной коммерции связана с постоянным ростом количества пользователей интернета. К 2015 году ожидается, что уже 87 млн. россиян будут выходить в сеть по крайней мере, 1 раз в месяц. Кроме того, согласно исследованию MasterCard, количество держателей банковских карт также постоянно растет и будет продолжать увеличиваться. Так, если в 2012 году пользователями «пластика» были только 27% россиян, то уже в текущем году эта цифра возросла до 40%. Такая статистика выгодна ряду крупных игроков российского интернет-рынка и, в первую очередь, компании «Яндекс», ведь уже сегодня около 90% потенциальных покупателей из России ищут нужные им товары именно через эту поисковую систему.
Несмотря на такие внушительные цифры, проникновение ретейла на российский рынок e-commerce еще достаточно слабо. Для сравнения, в Бразилии и Китае доля электронной торговли в общем объеме розничного товарооборота уже сегодня достигла 5%. А в США и Великобритании эта цифра была на уровне 2% еще в 2003-2005 гг. Можно добавить, что почти половина российских интернет-пользователей (около 48%) сделали свои первые покупки в сети только в последние два года.
Отдельно нужно отметить, что уже сегодня на российском рынке работают достаточно крупные и успешные игроки в разных областях e-commerce. Это онлайн-классифайды (Avito), интернет-магазины одежды и обуви (KupiVIP, LaModa), скидочные сервисы (Biglion), он-лайн бронирование гостиниц (Oktogo.ru), покупка авиабилетов (AnywayAnyday) и онлайн-ретейлеры (Wikimart).
Российский рынок e-commerce достаточно динамичен. Его ежегодный прирост, по оценкам аналитиков, составляет около 30% и не будет снижаться в ближайшие годы. Учитывая то, что электронная торговля в России все еще находится в стадии становления, именно сейчас есть все самые подходящие условия для того, чтобы занять свою нишу на российском рынке электронной коммерции. Мы готовы помочь и оказать весь комплекс услуг по созданию приносящего прибыль интернет-проекта: от проработки идеи до начала продаж. Не упускайте время!